Чичерины — Пушкины на Таганке

Чичерины-Пушкины на Таганке

 

Статья написана на основе доклада,

прочитанного на Забелинских чтениях в ГИМ

 

Новые архивные данные свидетельствуют о связи родственников Александра Сергеевича Пушкина с двумя храмами Таганского района (ранее – Ивановского сорока): прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе (связь установлена впервые) и прп. Симеона Столпника за Яузой.

Абсолютно новые факты, не известные ранее пушкинистам, удалось найти в исповедных ведомостях церкви прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе. В 1747 г. среди прихожан этого храма числятся «господина полковника Василия Иванова сына Чичерина жена его вдова Лукия Васильева» с дочками Анной, Ольгой, Марией и Варварой. Документы ранее 1747 г. найти не удалось. Возникает вопрос: мог ли в Сергиевском приходе проживать прадед Пушкина полковник Василий Иванович Чичерин, который умер 14 января 1743 г. в возрасте 42 лет и похоронен в церкви св. апостолов Петра и Павла в Басманной слободе? Эта церковь входила в состав Сретенского сорока. Сохранились исповедные ведомости Петропавловской церкви за 1743 и 1744 гг. Но Чичериных в них нет. Конечно, можно допустить, что сразу после смерти Василия Чичерина его вдова переехала в другой дом. Но более вероятным представляется версия, что в Рогожской слободе проживала вся семья, а в Басманной полковник был только погребен.

Проживание в Рогожской слободе прабабушки и бабушки Пушкина, а также сестер бабушки подтверждается большим объемом документов. В Рогожской слободе было несколько улиц, самыми старыми являются Воронья (ныне улица Сергия Радонежского) и Тележная (1-я Рогожская, ныне Школьная). К сожалению, нам неизвестно, где именно стоял дом Чичериных.

После того, как Ольга Чичерина вышла замуж за Льва Пушкина, а Лукия Чичерина умерла, в Рогожской слободе еще долго проживали Анна, Мария и Варвара. Сестры были активными прихожанками. В марте 1776 г. прихожане Сергиевского храма подали прошение в Консисторию о производстве местного диакона в сан священника. Когда был получен отказ, прихожане еще раз просили о том же, чтобы диакон стал вторым священником, в уважение его более чем 20-летнего служения. В обоих случаях первой среди прихожан подписалась под прошением Анна Чичерина, и это объяснимо: служение диакона проходило на ее глазах. В июне 1778 г. подпись Анны Васильевны стоит первой на прошении о проведении ремонтных работ в храме.

В 1747 г. у Чичериных было 23 служителя, в 1759 г. – 36. Метрические книги фиксируют события из жизни дворовых людей (рождения, венчания, смерти). На крестинах обычно восприемниками выступают также служители Чичериных. Но есть исключения. Так, 13 апреля 1781 г. в доме госпож Чичериных у служителя Ивана Дмитриева родилась дочь Ирина, восприемниками записаны архимандрит Воскресенского монастыря Афанасий и госпожа девица Варвара Васильевна Чичерина.

Последний раз дом Чичериных в метрических книгах Сергиевского храма упоминается в 1785 г.: 5 октября у дворового госпож Чичериных Варлаама Дмитриева родился сын Фома. Восприемницей стала служительница госпож Чичериных девица Анисия Елевфериева. В это время сестры уже перебрались ближе к центру Москвы, но остались на той же Николоямской улице, в начале которой стоит Сергиевский храм.

В ОПИ ГИМ удалось найти план приходских дворов церкви прп. Симеона Столпника за Яузой. Участок Чичериных граничит с Николоямской улицей, Чичеринским переулком и владениями Баташова, а на западе выходит прямо к апсидам храма. Каменный усадебный дом был двухэтажным и располагался вдоль Николоямской улицы (до наших дней не дошел). На участке также отмечено деревянное строение.

В брошюре по истории храма прп. Симеона Столпника за Яузой диакон Матвей Кудрявцев писал: «С 1791 года в Тетеринской слободе – к Земляному валу, на месте помянутого огорода, уже существовал каменный дом, принадлежавший двум богатым сестрам – девицам, Марии и Варваре Чичериным; вероятно, во внимание к благочестивой их жизни и примерному усердию к построению и возобновлению холодного храма, и Тетеринская слобода, в которой они жили, стала называться, в народе, согласно их фамилии – Чечеринскою».

Автор ошибся трижды. Во-первых, Чичеринский (в советское время Ульяновский, ныне Землянский) и Тетеринский – это разные переулки, их названия созвучны, но не являются синонимами. Во-вторых, в Симеоновском приходе проживали не две, а три сестры Чичерины. В-третьих, сестры появились в приходе намного раньше.

Первое упоминание Чичериных в метрических книгах Симеоновского храма относится к началу 1783 г.: 22 января в доме госпож девиц Анны Васильевны, Варвары Васильевны и Марии Васильевны Чичериных, у живущего в жильцах господина коллежского асессора Григория Дорофеевича Ивашкина служителя Егора Прокофьева родился сын Григорий. Следовательно, дом построен не позднее 1782 г. До 1785 г. Чичерины жили на два дома, пока дом в Рогожской не был, скорее всего, продан.

Новый дом, видимо, был вместительным: в 1787 г. у Чичериных, кроме 38 служителей, числятся в жильцах семья мещан с тремя детьми, а на постое 4 солдата московского батальона с женами и 3 солдатские жены.

В разное время в жильцах у Чичериных проживали также: отставной аудитор Иван Фокин Воронин; цеховой мастер Симеон Никитин (умер в 1784 г. в возрасте 80 лет); экономический крестьянин Михаил Родионов; московский мещанин Алексей Иванов; новомосковский купец Иван Иванов сын Башмаков Большой и лейб-гвардии отставной прапорщик Василий Алексеевич Ладыженский; московский мещанин Василий Кузьмич Третьяков; секретарь Григорий Иванович Высоцкий. В 1803 г. В доме Чичериных у живущего по найму казенной шляпной фабрики мастерового Петра Семенова умерла жена Пелагея Васильевна. В 1801 г. у дворового человека жильца Чичериных, полковника Ивана Яковлевича Сукина, Флегонта Герасимова родился сын Сергей, восприемниками стали церкви прп. Мартина Исповедника в Алексеевской слободе пономарь Иван Петров и жена пономаря церкви св. Николая Чудотворца у Москворецких ворот Григория Алексеева. В 1794 г. у живущего постоем прапорщика Романа Григорьевича Богомолова родилась дочь Марфа, восприемницей стала дочь дворового человека графа Алексея Григорьевича Орлова.

Иногда по документам прослеживается целая жизнь. В 1754 г. среди служителей Чичериных упоминается Елевферий Александров 17 лет. Позже он записан в доме не как служитель, а как жилец, мещанин. 5 декабря 1784 г. Елевферий умер в возрасте 46 лет, оставив жену с тремя детьми.

Интересно, что одновременно с Чичериными, в 1782 г., в храм прп. Симеона Столпника был назначен новый священник – Николай Федорович Шестаков. Стало ли это совпадение случайным, мы не знаем. Но отношения между батюшкой и его прихожанками сложились очень тесные. Так, из пятерых детей отца Николая у четырех – Агриппины, Федора, Михаила и Матвея – восприемницей стала Мария Васильевна Чичерина. Дважды, в 1796 и 1798 гг., Мария Чичерина становилась также крестной матерью детей местного диакона Степана Иванова. Восприемником у дочери диакона Елены стал священник Грузинской в Никитниках церкви Тихон Матвеев.

Подпись Марии Чичериной стоит под прошениями прихожан о разборке ветхой богадельни на ограду в январе 1785 г., определении пономаря в 1798 г. и о постройке новой церкви в 1792 г.: «На означенной Симеоновской холодной церкви кровля весьма обветшала, да и все оное здание не имеет достодолжного великолепия, и в рассуждении теплой церкви несколько низко: почему, призвав в помощь Всевышнего Бога, имеем намерение, разобрав старую, построить вновь оную холодную церковь, чтобы, сколько возможно, соответствовала архитектурою прочему церковному зданию…». Диакон Кудрявцев указывал, что Мария Чичерина была среди прихожан, которые давали средства на постройку нового здания Симеоновского храма в конце XVIII – начале XIX вв.

Интересная информация содержится в метрической записи от 26 января 1791 г.: женился госпожи Марьи Чичериной дворовый человек Митрофан Алексеев, невестой стала той же госпожи Чичериной вотчины Московской губернии Богородицкой округи сельца Борилова Борисова тож вдова крестьянина Стефана Федорова – Стефанида Иванова. На сайте Bogorodsk-noginsk.ru опубликованы описания землевладений Богородского уезда по результатам Генерального межевания в 1767–1770 гг. Под № 55 упоминается сельцо Борилово Московского уезда, Рогожского стана, «общее владение брегадира Богдана Михайловича Приклонского, девиц Анны, Марьи и Варвары Васильевен Чеприных», с лесом, сенным покосом, прудом и болотом. Приклонские – родственники Чичериных по матери. Сейчас Борилово – деревня в Московской области, никаких упоминаний о том, что этой землей владели предки Пушкина, нет.

В метрических книгах часто встречаются записи о крестинах детей, рождавшихся в семьях крепостных Марии и Варвары Чичериной. Обычно в качестве восприемников записан кто-то из дворовых людей Чичериных. Но бывают исключения. Так, в 1792 г. 22 марта у служителя Митрофана Алексеева родился Василий, восприемником стал московский 3-й гильдии купец Яков Петров сын Титов. 7 мая у служителя Марии Чичериной Алексея Иванова родилась дочь Агриппина, восприемники – тот же купец Яков Петров сын Титов и князя Алексея Васильевича Урусова служительница девица Марья Андреева.

У детей дворового человека Марии Чичериной Андрея Петрова – Ольги, Параскевы, Марии и сына Ивана – записан восприемником козельский купец Александр Петрович Белозерцев. Для пушкинистов интереснее запись о рождении у того же дворового 3 июня 1810 г. близнецов Петра и Павла. Восприемницами стали дворовые девки Варвары Чичериной Авдотья Яковлева и Анна Игнатьева, а восприемниками –служитель Варвары Чичериной Иван Стефанов и дворовый человек Анны Львовны Пушкиной (тетки Пушкина) Нестор Иванов сын Стрелинский.

Но это не все находки. В 1880 г. поженились дворовые люди Анны Чичериной Игнатий Васильев и Анастасия Васильева. 24 декабря 1781 г. у них родилась дочь Анна, восприемница – Варвара Васильевна Чичерина. 15 ноября 1783 г. родилась дочь Варвара, восприемники – Измайловского полку сержант Василий Львов Пушкин и Варвара Васильевна Чичерина. 5 июня 1786 г. родилась дочь Мария, восприемники – лейб-гвардии Измайловского полку сержант Василий Львович Пушкин и Мария Васильевна Чичерина. Наконец, 23 февраля 1792 г. родилась дочь Анна (первый ребенок в семье с этим именем умер). Восприемниками снова стали лейб-гвардии Измайловского полку прапорщик Василий Львович Пушкин и Мария Чичерина. Почему именно этот служитель Чичериных удостоился такой чести – мы не знаем. Известно только, что Игнатий Васильев умер 25 июля 1795 г. в возрасте 46 лет.

Приведенные записи свидетельствуют о тесных связях между семьями Чичериных и Пушкиных. Но они относятся к 1790-м гг., когда Александр Пушкин еще не родился. А вот в 1807 г. повенчались дворовые люди Варвары Чичериной Андрей Яковлев и Настасья Андреева. 26 сентября 1808 г. у них родился сын Яков. Восприемниками стали коллежский асессор Василий Львович Пушкин и умершего полковника Льва Александровича Пушкина дочь девица Анна Львовна Пушкина. В 1808 г. Александру Пушкину было уже 9 лет, и он мог присутствовать на крестинах вместе с родными тетей и дядей.

Вернемся к Чичериным. Анна Васильевна умерла раньше сестер, 25 мая 1793 г., и похоронена в Донском монастыре. Эта дата была известна пушкинистам, она подтверждается записью, найденной в метрической книге.

Впервые удалось найти запись о смерти Марии Чичериной. Она скончалась 29 марта 1809 г. и погребена 31 марта, также в Донском монастыре. Погребение отправлял преосвященный епископ Дмитровский Августин (Виноградский), будущий архиепископ Московский и Коломенский. Это свидетельство огромного уважения к Марии Васильевне со стороны московского духовенства. В доме за Яузой осталась только младшая из Чичериных – Варвара.

В 1812 г. новый храм прп. Симеона Столпника, который не успели освятить, пострадал от пожара. Диакон Кудрявцев писал, что церковь походила на «почерневший остов». В 1813 г. священник сообщал в Консисторию: «Домы наши, состоявшие на церковной земле, при нашествии неприятелей выжжены». Очевидно, что пострадал и дом Чичериных.

В 1813 г. в метрической книге храма прп. Симеона Столпника Варвара Чичерина не упоминается. 1 января 1814 г. в доме Варвары Чичериной у дворового человека Андрея Петрова родился сын Василий. Восприемниками стали московский купец Александр Петров сын Белозерцев и означенной госпожи Чичериной дворовая девка Марья Игнатьева. В 1815 г. в исповедных ведомостях дом Чичериных отсутствует, а дворовый человек Варвары Васильевны Чичериной Андрей Петров с женой и тремя детьми записан в доме умершей цеховой Елены Малахаевой. В 1817–1819 гг. он служил в доме московского купца Николая Гавриловича Верещагина, оставаясь дворовым госпожи Варвары Чичериной.

Мы можем предположить, что Варвара Васильевна не захотела жить в таганском доме, сильно пострадавшем от пожара. Она уехала в Козельский уезд, где у Чичериных были поместья, и умерла в 1825 г. Погребена, как известно, на кладбище Оптиной пустыни.

Надеемся, что таганские храмы прп. Сергия в Рогожской слободе и прп. Симеона Столпника за Яузой займут достойное место среди мест в Москве, связанных с именами родственников Александра Сергеевича Пушкина.

 

Перейти к верхней панели