История прихода

   ИСТОРИЯ ПРИХОДА     

храма прп. Симеона Столпника

за Яузой

Храмы во имя преподобного Симеона, рассеянные по всей земле Русской, свидетельствовали о глубоком почитании и всенародной любви ко святому Симеону, столь удаленному от России по времени и расстоянию, но столь близкому русской душе, во все века все земное измерявшей небесными мерками и стремление к Царству Божию и правде Его положившей альфой и омегой своего бытия. Среди своих тезоименитых собратьев храм преподобного Симеона Столпника за Яузой, в Москве, в дореволюционной России был знаменит своими архитектурными формами, грандиозными размерами, богатым убранством, истовым служением священства и ревностью прихожан о благолепии своего храма. Храм был построен в самом конце XVI века и с тех пор несколько раз перестраивался, пока не обрел свои окончательные архитектурные формы. С древних времен повелось на Руси в память о каком-либо важном событии воздвигать храмы в честь Господского или Богородичного праздника или во имя святого, память которого приходилась на этот день. В день 1 сентября 1598 года в Московском царстве произошло событие, которое было очень важным и значимым для современников его, а в истории Государства Российского обозначила крутой перелом, смену эпох: на Московское царство венчался первый избранный царь всея Руси – Борис Феодорович Годунов. В числе «коронационных» мероприятий было, по преданию, повеление воздвигнуть храм во имя преподобного Симеона Столпника, память которого празднуется 1 сентября. Скорее всего, 1 сентября 1598 года было только дано повеление устроить храм, а строительство его, по данным историка московских древностей И. Снегирева, было завершено в 1600 году.

Письменных источников об основании храма, его строительстве и первых десятилетиях существования не сохранилось. Первое упоминание о храме в письменных источниках относится к 1625 году, в книге Патриаршего приказа записано: Церковь св. Симеона Столпника, что за Яузою, по окладу дани один рубль, сентября в 12-й день те деньги за нынешний 133-й год (имеется в виду 7133 год по принятому в то время счислению лет от сотворения мира, что соответствовало 1625 году по Рождестве Христовом.  Прим. Составителя) взяты сполна, деньги платил поп Тит. Следующее упоминание о Симеоновской церкви содержится в писцовых книгах за 1639 го: там говорится о разрешении на расширение церковного погоста за счет земель запустевших дворов, что свидетельствует о развитии церковного прихода.

С 1731 года начинается новый период в истории храма, который подробно отображен в исторических документах.

В мае 1731 года приходской священник Петр Никонов от лица прихожан обратился к императрице Анне Иоанновне с прошением, в котором просил разрешение на строительство нового каменного храма взамен уже обветшавшего и требовавшего ремонта и поновления здания. Всемилостивейшее разрешение было получено, и уже в октябре того же года последовало новое прошение настоятеля – об освящении нового Никольского придела, которое состоялось 9 ноября. Через два года, в октябре 1733 года, протопопом Большого Успенского собора Феодором Никитиным был освящен и главный, летний храм.

В 1752 году в Русской Православной Церкви произошло знаменательное событие – были обретены нетленные мощи святителя Ростовского Димитрия, к которым сразу же устремились паломники всякого рода и звания со всей России. Сразу же после канонизации святителя Димитрия повсеместно стали сооружаться храмы и престолы во имя первого святого Синодального периода истории Русской Церкви. В течение весьма короткого промежутка времени в одной только Москве было освящено в его честь 12 престолов. Прихожане Симеоновской церкви не замедлили последовать этому благому примеру.

Капитан архитектуры И. М. Назаров, прихожанин Симеоновского храма, разработал новый план трапезной церкви, более вместительной (приход церкви к тому времени значительно увеличился), с двумя боковыми приделами, и обещал осуществлять наблюдение за строительством. Богатый купец А. И. Малиньков обязался финансировать строительство не только храма, но и колокольни. Во второй половине 1763 года приступили к строительству, которое продолжалось более 4 лет. В конце 1768 года оба придела, богато украшенные и снабженные всем необходимым для богослужения, были освящены. Строительство колокольни по каким-то причинам было отложено. Ее построили только в 1789 году на средства А. И. Малинького. В 1785 году территория храма была обнесена каменной оградой. К концу века летний храм с главным пределом во имя преподобного Симеона Столпника сильно обветшал. В начале 1792 года священник Николай Феодоров по совету с богатыми прихожанами храма подал митрополиту Платону(Левшину;+1812) прошение о строительстве нового холодного храма. Ответ на прошение гласил: Да благословит Бог святое дело. Храмоздательная грамота была выдана 10 марта 1792 года.

В мае приступили к строительству храма. Суздальские мастера-каменщики работали быстро и споро, и вскоре уже стены храма поднялись на полную высоту.

Проектом было предусмотрено строительство храма в форме ротонды с высоким и мощным куполом, высота которого должна была соответствовать высоте столпа преподобного Симеона Столпника. Однако из-за нарушения технологии строительства почти построенная церковь рухнула, сильно повредив при этом и трапезную часть. Снова собрали деньги. На сей раз, в сборе средств участвовал новый прихожанин храма – один из богатейших людей того времени заводчик И. Р. Баташев, которому приход уступил часть церковной земли под строительство его нового дома.

Этот дом стал одним из самых больших и роскошных домов в Москве.

Вновь церковь была построена вчерне в самом конце века. Строили ее по тому же самому проекту, по которому строили в первый раз. Считается, что этот проект происходил из мастерской архитектора Родиона Родионовича Казакова.

Отделка церкви растянулась еще на 10 лет, но когда уже почти все было готово к освящению, началось нашествие наполеоновских войск. В конце 1812 года храм сильно пострадал от пожара и бесчинств французских солдат.

После бегства Наполеона из Москвы служители храма вернулись на пепелище. Деревянные дома настоятеля и причта сгорели, а новый красавец-храм превратился в почерневший остов.

Казалось бы, от такого разорения могли опуститься руки и у самых сильных духом и крепких в вере людей. Но сила Божия, по слову Самого Спасителя, в немощи совершается (ср.: 2 Кор.12, 9). Так и прихожанам и причту Симеоновского храма Господь дал сил и твердости духа в прилежании ко святому храму. Уже к августу 1813 года главный храм был отремонтирован и снабжен всем необходимым на средства благотворителей и простых прихожан. Восстановление теплых приделов затянулось до 1820 года, так как они гораздо больше, чем летний храм, пострадали во время пожара и лишились всего своего внутреннего убранства. Освящение Димитриевского придела состоялось в декабре 1820 года.

В 20-40 годах XIX века капитальные работы в храме не велись, но продолжалось его благоукрашение. В 40-е годы приступили к созданию нового иконостаса для главного храма.

 В 1852 году в потолках теплой церкви появились трещины. При осмотре перекрытий было обнаружено, что балки обвисли, перекрытия сгнили. Необходимость капитального ремонта была очевидной, но настоятель храма по совету со старостой А.П. Русиновым и купцом Х. Протопоповым решился на строительство нового храма. По подписке среди прихожан храма было собрано 18 000 рублей. В прошении на имя святителя Филарета говорилось, что придельные храмы, построенные в 1768 году тщанием прихожанина Алексея Малинького, тесны и ветхи – потолки деревянные ненадежны, балки значительно обвисли, накаты от долговременности предались гнилости, настоящие стены каменного свода выдержать не могут, ибо и прежде подобный свод упал, и по сей причине устроен потолок деревянный. Иконостасы тоже ветхи и очень скудны. Для устранения всех этих неудобств и недостатков предполагалось построить новую церковь, распространив ее, сколько дозволяет местность, в ширину на две сажени (4,3 метра) и в длину на одну сажень (2,1 метра), под церковью устроить духовую печь, вместо потолков – каменные своды, вместо старых скудных иконостасов – новые, со сплошной позолотой. Автором проекта был тот же архитектор, который устраивал иконостас главного храма, — архитектор Н. Чичагов. Митрополит Филарет отпустил просителей со словами: Бог вас благословит. С такими средствами начинать не страшно.

 Все запланированные работы по строительству и обустройству новой трапезной церкви были завершены в 1854 году. Малое освящение обоих пределов было совершено архимандритом Берлюковской пустыни Венедиктом.

В 1863 году почетный гражданин Москвы купец Онисим Пименович Тюлаев и купец Григорий Николаевич Воронин изъявили желание подарить Симеоновской церкви колокол весом в 400 пудов. По благословению святителя Филарета был отлит колокол, который потянул на 418 пудов. Для нового колокола были укреплены стены колокольни.

До конца XIX века продолжались работы по благоукрашению и перестройке храма. Проект перестройки составил прихожанин храма архитектор Розов. Была растесана арка, отделяющая теплый храм от холодного, проведены дополнительные тепловые ходы, пол в холодной церкви понижен на две ступени и сведен на уровень полов в теплых храмах. Заново вызолочены иконостасы, в холодном храме заменен обветшавший к тому времени престол. Все работы были завершены в 1899 году, и в новый век храм преподобного Симеона Столпника вступал окончательно и добротно устроенным благодаря самоотверженным усилиям его прихожан, не жалевших ни сил, ни средств на благоустроение и благоукрашения дома Божия.

Внутреннее убранство вполне соответствовало его величественному внешнему виду. Все иконы в нижних ярусах и многие из тех, что помещались в верхних ярусах иконостасов, были украшены богатыми серебряными ризами, изготовленными лучшими московскими мастерами.

Самым почитаемым был чудотворный образ Небесного покровителя храма – преподобного Симеона Столпника. Древних икон в храме не было.

Чтимой святыней храма стал малый равноконечный серебряный крест, в котором находились частицы мощей святителя Василия Великого, святителя Николая Чудотворца, святителей Московских Алексия и Ионы, святителя Иоанна Милостивого, мученика Феодора Тирона, преподобного Антония Римлянина, мученицы Ирины, Варсонофия Тверского, и великомученицы Екатерины. Крест был вложен в икону, которая выносилась на крестные ходы. Также церковь была украшена и картинами.

Ко времени построения храма во имя преподобного Симеона Столпника Заяузье, населенное в основном ремесленным людом, жившим в слободах, называвшихся по роду занятий своих поселян: Ямская, Кузнецкая, Гончарная, Тетеренская, Стрелецкая и т.д., находилось за городской чертой. В 17 веке  Заяузье было причислено к Москве и обведено Земляным валом. В приход Симеоно-Столпнической церкви были записаны 2 слободы – Новая Заяузская и Тетеренская. Территория прихода представляла собой почти правильный четырехугольник.

К началу следующего века социальный состав храма начнет меняться. Здесь селятся дворяне, чиновники, служившие в разных приказах, купцы. Все прихожане по мере своих возможностей вносили свои лепты в церковную казну, и эта всеобщая любовь к дому Божию воплотилась в великолепии созданного их трудами и лептами храма.

В начале XIX века среди прихожан своими щедрыми пожертвованиями выделяется И.Р. Баташев, построивший на территории Симеоновского прихода свой роскошный дворец, который затем перешел во владение его зятя – генерала Шепелева. По желанию Шепелева в храме было заведено служение поздней Литургии. После смерти генерала Шепелева дом перешел во владение к его родственнику князю Голицыну, а в1878 году продан городу. Здесь разместилось Яузское отделение больницы для чернорабочих.

Сохранились имена священников, служивших на Симеоновском приходе. Это были добрые пастыри словесного стада, доверенного их попечению. Они сумели воспитать в своих прихожанах такую пламенную и действенную любовь к Богу, которая воплотилась в созданном ими храме. Священники Петр Никонов(1722-1762), Василий Петров, Николай Феодоров, протоиерей Алексий Петрович Соловьев, отец преподобного Алексия, старца Зосимовой пустыни. Последним настоятелем храма, на долю которого выпало пережить разорение и закрытие Симеоновского храма большевиками-богоборцами, был отец Николай Беневоленский прославленный в лике новомученников и исповедников Российских (память 3/16 мая).

Храм преподобного Симеона последовательно пережил все этапы богоборческого разорения. Все ценности из ризницы и богатые оклады с икон изъяты. Судьба святынь храма не известна. В самые первые годы после октябрьского переворота община храма еще продолжала существовать. Но в 1929 году храм был закрыт окончательно, а церковные здания переданы коммунальному отделу Моссовета. Итоги «хозяйствования» в святых стенах печальны: церковь полностью утратила свое великолепное внутреннее убранство и колокольню. Окна ротонды главного храма были растесаны, утрачен и его богатый внутренний декор. Здание простояло без капитального ремонта многие десятилетия.

Богослужения в храме преподобного Симеона Столпника в Заяузье возобновились на праздник Рождества Христова в 1995 году. Молитвами и трудами людей, которые безвозмездно отдают все свои силы, знания и опыт, храм медленно, но неуклонно обретает былое благолепие.

Помощью Божией Пресвятой Богородицы, а также молитвами своих Небесных покровителей – преподобного Симеона Столпника, святителя Николая Чудотворца и святителя Димитрия Ростовского храм возрождается к полнокровной богослужебной и приходской жизни.   

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели